Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 24 ноября

пасмурно-7 °C

Онлайн трансляция

В небо за кубком, с неба за опытом

16 июня 2017 г., 16:58

Просмотры: 254


Где построили первый отечественный тепловой аэростат? Что общего между десантом и «докторской»? Куда не стоит приземляться аэронавту? Всё это вы узнаете из ответов долгопрудненского краеведа Николая Христюка на вопросы горожан.

Правда ли, что первый отечественный тепловой аэростат был построен в Долгопрудном?

Игорь Коробов

– Да, это действительно так. Первый отечественный тепловой аэростат был изготовлен в 1961 году во Всесоюзном опытно-конструкторском бюро N 424 (ныне Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики). Интересно, что к его созданию был причастен известный в будущем советский и российский пилот, легенда российской аэронавтики Михаил Найдорф. В 2016 году он в возрасте 77 лет поучаствовал в чемпионате Московской области по воздухоплавательному спорту на тепловых аэростатах.

Долгопрудный богат пилотами-аэронавтами: у нас живет трехкратный чемпион России по воздухоплаванию Артем Денисенко. Он завоевал победу и в 2013, и в 2014, и в 2016 годах, а также принимал участие в Чемпионате мира по воздухоплаванию в Бразилии (2014 год). Нельзя ни вспомнить почетного гражданин города Долгопрудного Аркадия Новодережкина (1923–2005). Он много часов налетал на тепловых аэростатах, работал в ЦАО старшим инженером воздухоплавательного отделения. Ежегодно, на чиная с 2005 года, проходят со ревнования по воздухоплавательному спорту, названные в его честь – Кубок памяти А.Н. Новодережкина. Аркадий Николаевич являлся постоянным участником экспертной технической комиссии встреч воздухоплавателей. В 2005 году в качестве члена этой комиссии приехал из Долгопрудного в Великие Луки, где впоследствии скончался. Одна из улиц этого города носит его имя.

Почему десантников долгопрудненцы называли «колбасниками»?

Владислав Шевеловский

– В годы войны (начиная с 1942 г.) и в послевоенные годы (до 1959 г.) в Долгопрудном будущие десантники совершали парашютные прыжки с аэростата, который за характерную форму сами военнослужащие называли «колбасой». Отсюда и пошло прозвище «колбасники», просуществовавшее почти два десятилетия.

1-й Отдельный воздухоплавательный дивизион ВДВ располагался на улице Первомайской, в том месте, где сейчас находится сквер Долгова.

А прыжки с привязных аэростатов десантники совершали на Долгопрудненском летном поле. В настоящее время оно застроено жилыми домами (мкр. Центральный).

Аэростат хранился в эллинге, в том самом строении, которое (с реконструкцией) дожило до наших дней. Для подъема аэростата использовалась лебедка, установленная на автомашине. Обычно летательный аппарат поднимали в воздух на высоту 1200–1500 метров, а иногда и ниже, чтобы успеть пропустить всех через «прыжковый конвейер». Сначала прыгали с аэростатов типа «БД» и «АН-640», а затем конструктор НИИ ГВФ К.Д. Годунов специально для парашютных прыжков разработал привязные аэростаты «КАН - 640», «ДА Г- 1» и «ДАГ - 2». У них была корзина, вмещавшая семь парашютистов (у «БД» - один пилот-аэронавт и три парашютиста). После отработки прыжков с аэростата десантники начинали осваивать прыжки с самолётов Ли-2 или ТБ-3, но это уже совсем другая история (в Долгопрудном с самолетов десантники не прыгали). 

Долгопрудненец Михаил Найдорф поднимает в небо аэростаты уже более 25 лет. Ему ни раз приходилось совершать необычные посадки: рядом с кладбищем, на территории сумасшедшего дома или прямо в болото(пришлось вызвать машину ГАЗ для спасения). Один из его проектов по созданию тепловых аэростатов зарубили в советские времена из-за неожиданного вопроса: «А что если аэростат сядет на крышу райкома партии» ? (...она загорится. Прим.ред.)