Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 15 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Воздушные корабли в небе и в памяти Долгопрудного

02 марта 2015 г., 11:38

Просмотры: 127


Посмотрите в небо над городом у Долгих Прудов в час, когда рассвет только-только окрашивает горизонт багрянцем. Быть может, среди облаков вы увидите гордые и мощные очертания воздушных кораблей прошлого – дирижаблей «СССР В-6», «СССР В-7», «СССР В-10»… Отважные экипажи, навечно оставшиеся молодыми, ведут их в вечность. Или – в нашу память?

На фото 1: Место гибели дирижабля СССР-В6 на Небло-горе. (Фото Энциклопедия Долгопрудного)

На фото 2: Марина Викторовна Шумская (Бороздина) на вечере памяти в ЦГБ

Посмотрите в небо над городом у Долгих Прудов в час, когда рассвет только-только окрашивает горизонт багрянцем. Быть может, среди облаков вы увидите гордые и мощные очертания воздушных кораблей прошлого – дирижаблей «СССР В-6», «СССР В-7», «СССР В-10»… Отважные экипажи, навечно оставшиеся молодыми, ведут их в вечность. Или – в нашу память?

И опять мы в небе

Памяти советских дирижаблестроителей и аэронавтов, которым  Долгопрудный обязан своим рождением, был посвящен тематический вечер «И опять мы в небе», проведенный 21 февраля Центральной городской библиотекой, Обществом краеведов Долгопрудного, Литературным объединением «Клязьма». Событием, собравшим вместе долгопрудненских краеведов, литераторов, библиотечных работников, потомков дирижаблестроителей и людей, увлеченных историей города, стало 100-летие со дня рождения писателя Виктора Бороздина. Его перу принадлежит единственное пока художественно-документальное произведение «И опять мы в небе», увековечившее самоотверженный труд рабочих Дирижаблестроительного комбината (который современники предпочитали называть на морской манер – верфью) и подвиги экипажей эскадрыдирижаблей им. Ленина, дислоцировавшейся в нашем городе в 1930-х гг.  Стараниями дочери писателя Марины Викторовны Шумской (Бороздиной), ставшей бессменным хранителем его наследия, и сотрудников ЦБ, книга, увидевшая свет в 1990 г., обрела новую жизнь в позапрошлом году, когда была переиздана в авторском варианте.

Торжество духа

Виктор Бороздин – человек интереснейшей судьбы и образец торжества духа над тяжелыми обстоятельствами. Страдавший с детства тяжелым заболеванием глаз, он сумел сделать замечательную карьеру эстрадного артиста-танцовщика, прошел с фронтовыми артистическими бригадами всю Великую Отечественную войну и стал известным писателем, в серии книг, в том числе - детских, воспел эпопею освоения крайнего Севера. Все произведения быстро терявшего зрение писателя были записаны под диктовку или с магнитофонной записи его вернейшей сподвижницей и подругой по театральным подмосткам – супругой Норой. «В том, что я так образно представляю все вокруг, – заслуга моей жены», - признавался Виктор Бороздин.

В основу книги «И опять мы в небе» положена славная и трагическая история дирижабля «СССР В-6», одного из славных представителей советского флота крупных дирижаблей полужесткого типа.

Покорители неба

В 1920-30-х гг, ознаменовавшихся бурным развитием авиации, мощные дирижабли дальнего радиуса действия, способные развивать скорость более 100 км/ч, успешно составляли самолетам конкуренцию в перевозках пассажиров и важных грузов на большие расстояния. Важнейший вклад внесли эти величественные корабли воздушного океана в освоение Крайнего Севера, доставляя исследовательские экспедиции к полюсу.

Для строительства советских дирижаблей близ ранее тихой дачной ж/д платформы Долгопрудная 5 мая 1932 г. раскинулся шумный лагерь дирижаблестроителей. Охваченные энтузиазмом первых советских пятилеток, рабочие и технические специалисты умели, не теряя бодрости и веселья, жить в утлых бараках и довольствоваться немногим ради заветной цели – штурма небес. Ведь почти все они были так молоды и верили так искренне…

Несмотря на теорию классовой борьбы и врагоискательство сталинских репрессивных органов, в советское время было не в чести бездумное осуждение всего западного. Для руководства работами в СССР был приглашен всемирно известный энтузиаст дирижаблестроения и полярный исследователь генерал Итальянских королевских ВВС Умберто Нобиле с восемнадцатью итальянскими специалистами. Так поселок Долгопрудный стал территорией советско-итальянской дружбы, в которую обе стороны вносили неповторимую специфику.

Генерал Нобиле потерпел в 1928 г. драматическое фиаско в попытке покорить Северный полюс на дирижабле N-4 «Италия». Тогда при крушении погибли или пропали без вести восемь участников экспедиции, а сам Нобиле с уцелевшими после мучительной эпопеи на льду был спасен в результате международной поисковой операции советским ледоколом «Красин».

Работая над созданием первенца новой советской серии крупных дирижаблей – «СССР В-6», - Нобиле взял за основу проект своего погибшего детища, творчески доработанный с участием советских специалистов. К ноябрю 1934 г., после досадных задержек (в том числе вызванных феерической неорганизованностью, свойственной и русским, и итальянцам) и энергичного вмешательства наркома обороны К.Е.Ворошилова, «СССР В-6» был готов к летным испытаниям. Подобно кораблю, он получил имя собственное – «Осавиахим». Первым поднял его в воздух сам Умберто Нобиле, распечатавший после успешного полета бутылку «Кьянти».

Век «СССР В-6»

Век «СССР В-6», подобно большинству советских дирижаблей той поры, был недолгим, но блестящим. Зачисленный в гражданский воздушный флот СССР, 27 сентября – 4 октября 1937 г. он с молодым дерзким экипажем во главе с И.В. Паньковым установил мировой рекорд длительности беспосадочного перелета. Начальным и конечным пунктом маршрута, пролегшего по центральной части России и продолжавшегося более 130 часов, был Долгопрудный. В духе эпохи преодоления пределов, молодые аэронавты просили продлить им время полета на сутки, чтобы превзойти результат, установленный германским «Графом Цеппелином».

Но гордый рекордсмен не задавался и стремился быть полезным участником народного хозяйства, мечтая о пассажирских перевозках из Москва на Урал и в Сибирь… Этим планам не суждено было сбыться. В феврале 1938 г. страна была взбудоражена сигналом бедствия от полярной экспедиции И.Д. Папанина, отрезанной на быстро таявшей льдине. Экипаж «СССР В-6» обратился к советскому правительству с просьбой участвовать в спасательной операции.

5 февраля 1938 г. дирижабль вылетел по маршруту Москва-Петрозаводск-Мурманск…  А вечером следующего дня, захваченный жестокой пургой в условиях низкой видимости и обледенения корпуса, он потерял высоту и врезался в склон Небло-горы близ Белого моря… В адском пламени сдетонировавших при падении осветительных фосфорных зарядов погибли 13 молодых членов экипажа – оба состава во главе с командирами Н. С. Гудованцевым и И.В. Паньковым. Шестерых чудом выживших вскоре спасла поисковая партия.

«СССР В-6» с пугающей точностью повторил судьбу своего итальянского брата N-4 Италия»… Чтобы не «расстраивать советских людей», праздновавших счастливое спасение полярников-папанинцев, сталинская пропаганда списала гибель воздушного корабля на аварию в тренировочном полете, а по команде конструкторов прошелся вал репрессий. Погибших аэронавтов с почестями погребли на Новодевичьем кладбище… и забыли!

Так хочется надеяться, памятный вечер в ЦБ Долгопрудного с помощью всех заинтересованных и неравнодушных людей, которых он собрал, станет началом нового полета эскадры дирижаблей из далеких 1930-х – в историю!

Михаил Кожемякин