Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 17 декабря

пасмурно+1 °C

Онлайн трансляция

В Губернском театре Сергея Безрукова состоялась премьера спектакля «Веселый солдат»

05 февр. 2016 г., 13:53

Просмотры: 131


28 января в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Веселый солдат» по одноименной повести Виктора Астафьева.

28 января в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Веселый солдат» по одноименной повести Виктора Астафьева.

Военная проза Астафьева – нечастый гость на театральных подмостках. Инсценировку специально для театра написали драматург Анатолий Королев и молодой режиссер Ричард Бондарев, бережно адаптировав для театра жесткую, жестокую в своей правдивости астафьевскую прозу.

Астафьев пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании рядового. Для него, как и для многих его современников, прошедших Великую Отечественную, эта война стала главным жизненным экзаменом, главной душевной болью и главной темой в его творчестве.



Война не с «обложки»...

В его произведениях оживает «другая война» – не та официозная, отлакированная, известная всем по хрестоматийным статьям и докладам. Это война, увиденная глазами русского деревенского человека. Война во всем своем уродстве и жестокости, где люди гибнут не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу.

Неоднозначность отношения Астафьева к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Так, в одной из статей он очень уж резко отзывается о победе:

«Мы просто завалили их [немцев] своими трупами и утопили в нашей собственной крови…» И в своих произведениях, и в письмах Астафьев размышляет о страшных итогах войны и той роковой роли, которую сыграли для судьбы русского народа военная машина, высшие чины государства и армии. В его письмах звучат горькие, обличительные слова в их адрес: «Советская военщина – самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до нее на свете… Это она бросала наш народ, как солому, в огонь – и России не стало, нет и русского народа».

В спектакле Губернского театра главным героем становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, вглядывается в себя – молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, отчаяния и бесчисленных потерь рождалась наша победа.

В главной роли

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он играет пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. За свою творческую биографию Галкину довелось поработать в разных театрах: Театре на Таганке, Театре Сатиры, Театрах им. Пушкина, им. Маяковского и многих других. Но последнее время его творчество было связано в основном с кино и телевидением. И так сложилось, что в роли Астафьева Борис Галкин вернулся на сцену драматического театра после огромного перерыва – спустя 35 лет.

«Эта роль стала для меня настоящим подарком судьбы, – говорит актер. – Я как будто вернулся в свою молодость, как в студенчестве, когда мы репетировали день и ночь просто из желания играть, творить. Именно так репетируют в Губернском театре, и в этом смысле я не встречал более работоспособного и радостного в работе коллектива».

Слово художественному руководителю

Худрук театра и худрук постановки Сергей Безруков, говоря о спектакле, подчеркивает, что для Московского Губернского театра большая честь иметь в репертуаре произведение Астафьева. «Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным, – подчеркнул Безруков. – «Веселый солдат» – это автобиографическая повесть о войне. В прошлом году мы отмечали 70-летие Победы. И нам показалось, что в юбилейный год вместо «ура, да здравствует» нужно вспомнить именно об этом – о простом человеке, русском солдате.

«Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире. Наш спектакль начинается с того, что герой, Астафьев, убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей – «не убий». Он – преступил… Астафьев говорит, что, может быть, все наши беды именно от этого – что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так, убивая, топча себе подобных, может выжить человек. Астафьев – потрясающий мудрец, который, пережив все эти тяготы, потери родных и близких, действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только добро, жажда Добра». 

Фото Анны Коонен

Материал пресс-службы Московского Губернского театра