Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

среда, 26 июля

ясно+26 °C

Онлайн трансляция

Первый, учебный - история одного дирижабля. Долгопрудному - 57.

09 сент. 2014 г., 17:40

Просмотры: 70


Страничка краеведа

Страничка краеведа

Первый, учебный – история одного дирижабля

Он пролетал над Красной площадью, доставлял почту из Ленинграда в Москву, участвовал в Великой Отечественной войне, им командовали красивые, умныеженщины…

В начале 30-х годовСоветское правительство возлагало большие надежды на дирижабли. В течение 1931 и 1932 гг. в Советском Союзе были построены четыре мягкихдирижабля: «Комсомольская Правда», «СССР В-1» , «СССР В-2», и «СССР В-3».

Из воспоминаний Умберто Нобиле («Мои пять лет с советскими дирижаблями»): «Общий вид <этого дирижабля> был показан мне (так как тогда я уже был приглашен в СССР) еще осенью 1931 года. Дирижабль этот был построен в Москве, в мастерских ЦАГИ… Он развил максимальную скорость 102 км. ч и выявил продолжительность полета 18 часов на крейсерской скорости. Это были замечательные характеристики длятакого маленького дирижабля. Единственное, что было у него не вполне удовлетворительным - это его тенденция к килевой качке».

Дирижабль«СССР-В1»собирали в марте 1931 года в эллинге на Волковом поле в Ленинграде. Его первый полет состоялся 9 апреля 1931 года. Дирижабль получил название «УК-1» (учебный корабль, первый). В 1932 году «УК-1» переименовали в «СССРВ-1».Весной 1932 года В.Л. Нижевский (старший инженер научно-опытного воздухоплавательного отдела при Высшей военной воздухоплавательной школе, ВВВШ) был приглашен обучать экипаж«В-1», командиромкоторогоон и был назначен. На этом дирижабле Нижевский осуществил 27 полетов общей продолжительностью 43 часа. Впервые в Советском Союзе на «В-1» доставили почту из Ленинграда в Москву.А 29 апреля 1932 года дирижабль вышел из Ленинграда и 1 мая прибыл на Долгопрудную («Дирижаблестрой»).

А уже 7 ноября 1932 года над Красной площадью четыре советских дирижабля — «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4» приняли участие в воздушном параде, демонстрируя мощь, научную и инженерную силу молодого Советского государства.

Аварий и катастроф при полетах на«В-1» зафиксировано не было. Дирижабли «СССР В-1» и «СССР В-2» участвовали в морских маневрах на Балтийском и Черном морях в 1933 году. Они совершали посадку на воду, сопровождали суда, с них проводили аэрофотосъемки, разведку рыбных косяков. Но перед этим - отрабатывали посадки на озере Плещеево (Переславль-Залесский) и на Долгих прудах.

7 апреля 1937 года «СССР В-1» впервые управлял женский экипаж. Командиром экипажа была ВераФедоровна Демина (жена помощника командира дирижабля «СССР В-6»), Евгения Геннадиевна Ховрина- бортмеханик, Людмила Васильевна Иванова (Энхейвальд)- пилот. Чуть позже в своем письме к подругам она назовет «В-1» милый «огурчик». Женский экипаж провел множество специальных испытательных и агитационных полетов.

В 1938 году его разобрали, причиной стал износ материальной части. А в 1939 его восстановили, заменив оболочку. Первый полёт после восстановления онсовершил 1 мая 1939 года. Дирижабль неоднократно модернизировали. Последняя модернизация былав 1939 году. На основаниирешения правительства СССР о консервации дирижаблестроения его вновь разобрали в марте 1940 года. В апреле 1942 года его опять восстановили, практически переделали в «СССР В-12», на основе версии «СССР В-1» 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны дирижабль использовался для перевозки грузов и водорода. Сохранились сведения, что после войны наш «малыш» и дирижабль «Победа» применялись для перевозки сельскохозяйственных продуктов в Кировской области, искали затонувшие корабли и мины на Черном море, доставляли почту морякам. Из источников следует, что в 50-х годах прошлого столетия они были одни из последних дирижаблей, совершавшие свои полетыв нашей стране.

«CCCР В-1» - небольшой дирижабль мягкого типа для учебных и тренировочных целей. Каркас гондолы дирижабля был сделан из дюралевых профилей. Длина гондолы — 10 метров. Передний фонарь из целлулоида, окна по бортам. Стабилизаторы и рули состояли из дюралевого каркаса, обшитого тканью. Для дирижабля была разработана оригинальная система крепления гондолы к оболочке дирижабля мягкой схемы. Гондола пришнуровывалась непосредственно к поясу оболочки без всякой внутренней подвески и какой-либо промежуточной платформы. Стабилизаторы и рули по своей конструкции были аналогичны крылу и оперению самолетов тех лет - они имели дюралевый каркас, обшитый материей.

По материалам открытых источников подготовила Софья Некрасова.