Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

среда, 20 сентября

ясно+10 °C

Онлайн трансляция

Учёные из МФТИ разработали модель, предсказывающую активность молекул для агрохимии

16 февр. 2016 г., 16:32

Просмотры: 79

Учёные из МФТИ и МГУ под руководством Яна Иваненкова впервые разработали компьютерную модель, позволяющую предсказывать агрохимическую активность — наличие полезного воздействия на растения — простых молекул. Об этом сообщает пресс-служба МФТИ.

С использованием независимого тестового набора и результатов собственного исследования было показано, что модель обладает высокой предсказательной способностью. Работа опубликована в научном журнале Phytochemistry.

Для построения модели авторы применили методы машинного обучения, в частности —cамоорганизующиеся карты Кохонена. В качестве обучающей выборки использовалась уникальная выборка, включающая 1800 тщательно отобранных известных агрохимикатов. В качестве источников информации авторы использовали патенты, научные публикации и специализированные базы данных. Важно отметить, что модель также способна прогнозировать класс активности молекул (какое именно воздействие на растение она будет оказывать), причём с довольно высокой точностью — 87%, и предсказывать активность молекулы с точностью 67%.

Молекулы, интересные с точки зрения агрохимии, принято делить на 2 категории: пестициды (которые борются с насекомыми, сорняками и грибками) и регуляторы роста растений (стимулирующие или подавляющие их рост). Для того, чтобы обнаружить новую активную молекулу из какой—либо группы, проводят дорогостоящие эксперименты — синтезируют большое количество (обычно несколько тысяч) разнообразных молекул, а затем проверяют их эффект на клетках или целых растениях.

При этом в таких экспериментах значителен процент промахов — активными в лучшем случае могут оказаться лишь несколько десятков молекул. Иными словами, модель может быть использована с целью обоснованного уменьшения изначального количества молекул из числа доступных для дальнейшей экспериментальной проверки. Это позволит значительно снизить как временные, так и финансовые затраты на поиск активных молекул.

В своей работе авторы для моделирования использовали представление химического пространства, в котором каждая молекула описывается набором особых параметров — молекулярных дескрипторов. Значение такого дескриптора отражает особое свойство молекулы — растворимость, размер, площадь полярной поверхности и т.д. Каждая молекула в химическом пространстве задаётся (кодируется) набором таких параметров, как точка — своими координатами на плоскости.

С использованием алгоритма Кохонена без учителя можно уменьшить размерность этих данных с наименьшей ошибкой (этот этап назвается обучением алгоритма) и визуализировать результат в виде удобной для анализа двумерной карты, на которой можно поочередно выделить области, занимаемые молекулами из различных категорий. Тогда по этой карте можно оценить классификационную способность модели.

Если эта способность  высока (например, для подобных масштабных задач это больше 70%), то модель можно протестировать с использованием независимого тестового набора молекул, которые не принимали участие в обучении. Именно это и сделали авторы работы, наглядно продемонстрировав, что их модель способна прогнозировать специфическую активность новых молекул, относя их к одной из общепринятых категорий: гербициды, регуляторы роста растений и т.п.

Пресс-центр МФТИ