Сайт города Долгопрудный, официальный сайт газеты Долгие пруды, новости, события, объявления, происшествия, заявления официальных лиц

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 23 февраля

облачно с прояснениями+2 °C

«Осень» всех цветов и настроений

03 нояб. 2018 г., 19:06

Просмотры: 10381


Жуковский, Чехов, Лобня, Дмитров… Москва, Санкт-Петербург… Израиль, Македония… Более 20 театральных коллективов из разных городов и стран. Новые форматы, громкие номинации и лучшие спектакли – все, чем запомнился XII областной театральный фестиваль “Долгопрудненская осень”, в специальном репортаже наших корреспондентов.

От встречи - к театральной столице

Для кого-то осень – просто одно из времен года. Но для сотрудников театра «Город» осень - нечто иное. Это нервы, форс-мажоры и бессонные ночи. Но это и пора, когда на сцене Долгопрудного ставятся лучшие спектакли Подмосковья и даже других регионов и стран, блистают лучшие актеры. Это «Долгопрудненская осень».

IMG_1281.JPG

Свой путь театральный фестиваль начал в 2002 году. Тогда в нем приняли участие нескольких подмосковных театров. С той поры он расширялся, к нему присоединялись новые коллективы, а постоянных поклонников становилось все больше. Сейчас «осенняя» пора – это время, когда Долгопрудный на восемь дней становится столицей театральной жизни Подмосковья.

Акцент: «Долгопрудненская осень» входит в перечень ключевых культурных мероприятий, проводимых при поддержке Министерства культуры Московской области.

IMG_1383.JPG

Новые форматы, сцены, страны

Каждый год организаторы фестиваля стараются удивить зрителей чем-то новым. Не обошлось без сюрпризов и в этом году. Нынешняя «осень» наступила сразу на трех площадках города: в театре «Город», в Центральной библиотеке и – впервые - на сцене Детской школы искусств. Последнюю предоставили по просьбе театра «Синтез» из Санкт-Петербурга, его постановка требовала установки масштабных декораций.

IMG_2552.JPG

Еще одним нововведением стали арт-трансляции – показ спектаклей на большом экране. Для гастролирующих театров это  было отличной возможностью принять участие в фестивале и побороться за победу в отдельной номинации.

Цифра. Более 20 театральных коллективов представили свои постановки в этом году.

Исключительно спектаклями также не ограничились: жители и гости Долгопрудного активно посещали мастер-классы, творческие лаборатории, презентации книг профессионалов театра и культуры. Особым интересом пользовались лекции зарубежных экспертов о театральном искусстве Израиля и Македонии.

IMG_2411.JPG

- В своей лекции я напомнила, что вклад Югославии в борьбу с фашистскими захватчиками огромен.  Рассказала о создании славянской азбуки,  о самых известных прозаиках, например, Владе Урошевиче, написавшем повесть-сказку «Невеста змея». Эту книгу, переведенную  мной на русский язык, я  подарила Центральной библиотеке Долгопрудного. Присутствовать на фестивале в качестве лектора, приглашенного жюри, представлять Македонию для меня большая честь и ответственность.  Очень рада такой возможности, - делится председатель правления Региональной общественной организации «Македонский культурный центр»  Ольга Панькина.

Жюри от мала до велика

Одна из основных причин, по которой театральные коллективы из года в год  приезжают в  Долгопрудный - оценка жюри и зрителей. После каждого спектакля судьи в формате открытого диалога говорят с  актерами о плюсах и минусах постановок,  это дает дальнейшее развитие сценической работе. По многочисленным просьбам зрителей их уже второй год подряд  также пускают на обсуждения, что пользуется большой популярностью.

-  Фестиваль, открытое обсуждение и обмен опытом – это неисчерпаемое поле для содержательных решений, для нового поворота в разговоре со зрителем, - отмечает председатель жюри, ведущий российский театральный критик, топ-менеджер в театральной сфере высшей квалификации Ольга Сенаторова.

IMG_2385.JPG

IMG_2333.JPG

Оценить игру актеров могли не только высокие критики. Свой вердикт детским спектаклям в этом году выносил специальный состав жюри, состоящий из воспитанников театральной студии театра «Город» в возрасте от трех до 12 лет.

- Я мама троих детей, и все они с малых лет посещают спектакли нашего театра, - делится Мария  Почтовихина. – Младшей, Анфисе четыре года, она полгода ходит в студию заниматься. Уже хорошо знает детские спектакли, и даже  выбрала себе роль в пьесе «Волк и семеро козлят». Поэтому, когда ей предложили войти в детское жюри, посмотреть, как играют взрослые актеры,  с радостью согласилась. Она сказала, что будет судить по-доброму.

IMG_1410.JPG

Чем больше наград, тем больше радости принесет фестиваль самим актерам. Так посчитали члены Долгопрудненской общественной организации «Театральный дом» и организовали свои номинации – «Самый уютный спектакль» и «В ногу со временем», то есть самый актуальный на данный момент.

Неизменно подмосковный

Что-то меняется, а что-то остается неизменным. Традиционной частью «Долгопрудненской осени» стало зрительское голосование – после каждого спектакля зрители могли  отметить  понравившийся спектакль, бросив  бюллетень в урну для голосования.

IMG_2091.JPG

Как и раньше, программа фестиваля была разделена на две части. Во внеконкурсной  были представлены  разные регионы, независимые проекты и любительские коллективы.  За Гран-при боролись профессиональные театры Московской области.

- Ключевой особенностью и отличием нашего фестиваля от всех остальных была и остается его исключительная направленность на театры Московской области. Благодаря  этому постоянству, работе жюри и реакции зрителей мы можем видеть, как развиваются коллективы из года в год, держать руку на пульсе театральной жизни Подмосковья, - подчеркнула директор Долгопрудненского театра «Город»  Жаннета Арутюнян.

От сказки до фантасмагории

На протяжении восьми дней, от открытия до последнего дня фестиваля, актеры, режиссеры и постановщики радовали зрителей театра своими лучшими работами.  Здесь каждый мог найти себе постановку по душе: комедию, лирическую постановку или сказку для детей. 

Комедия положений по пьесе Кена Людвига «Примадонны» в исполнении  Ивантеевского музыкально-драматического театра уже одним сюжетом располагала к тому, чтобы хорошенько посмеяться. Представьте: два неудачливых английских актера после провального, к тому же неоплаченного выступления пускаются во все тяжкие, чтобы  найти деньги на собственную постановку. Случайно узнав из клочка газеты о том, что пожилая миллионерша разыскивает пропавших племянников и готова включить их в завещание, Лео и Джек решают притвориться ими для старушки. Они не останавливаются, даже когда выясняется, что разыскиваются не племянники, а племянницы…

IMG_2597.JPG

Председатель жюри фестиваля, театральный аналитик Ольга Сенаторова охарактеризовала произошедшее на сцене как переход от комедии положений к уровню буффонады. А это итальянское слово означает «шутовство, паясничанье». Весь спектакль актеры паясничали и гримасничали, постоянно говорили на повышенных тонах, а приплясывал даже грузный доктор. Темпо-ритм спектакля не давал зрителю передохнуть до самого антракта. Любопытный факт — за пьесу герой Демьянова должен был трижды сменить фрак на платье, причем переодеваться секунд за двадцать!

IMG_2600.JPG

Любители классики могли насладиться драмой «Ася» по одноименной повести Ивана  Тургенева. Постановка от режиссера Ступинского муниципального театра Алины Гударевой, молодой выпускницы Театрального института имени Бориса Щукина, удивляет сочетанием простоты формата и глубины содержания. Спектакль длится  один час без антракта, актеров трое (и никаких эпизодических ролей). А простенькие декорации идеально подходят для выездного формата (в отличие от   Ивантеевского театра, разместившего «сцену на сцене»). Но всего этого достаточно, чтобы создать правильную атмосферу.

IMG_2453.JPG

Исполнительница главной роли Екатерина Добровольская, как и в повести, ни секунды ни сидит на месте, то обижаясь, то смеясь, задает чудные вопросы своему горе-возлюбленному, господину Н.Н. Но  ее веселый нрав не отменяет нарастающее ощущение предстоящей беды, которое чувствуется даже в музыкальном сопровождении. В одном эпизоде по сцене разлетаются яблоки, а  потом — разлетятся в стороны судьбы людей. Но прежде падения в бездну недопонимания и упущенных возможностей герои обретут крылья…

IMG_2461.JPG

Показ спектаклей для самых юных зрителей открыла постановка «Город мечты. Век XXI» от долгопрудненского театра «Город». Она сочетает в себе краеведеческий элемент, поучительность волшебной сказки и визуальную сторону современных мультфильмов. На актерах были даже не костюмы, а конструкции. Например, актеру Игорю Гололобову пришлось буквально натянуть на себя… дирижабль. Главные герои - Наноавтомобиль, Самолет и Кораблик, точно в каком-нибудь мультсериале в духе «Робокар Поли». В своих костюмах-конструкциях они умудрялись еще и танцевать под подборку современной музыки, соблазнив пуститься в пляс детское жюри.

IMG_1758.JPG

 Вместе с героями спектакля «Город мечты. Век XXI» маленькие зрители совершили экскурсию по предприятиям, с которыми связаны целые вехи истории Долгопруднго, от МФТИ до ДКБА. И всюду героям помогало волшебное слово «пожалуйста».

Чудо-костюмы и масштабные декорации были созданы благодаря субсидии в рамках партийного проекта «Единой России» – «Культура малой родины». Он позволяет театрам малых городов расширять свой репертуар. Долгопрудный был отобран для участия в проекте в числе 14 подмосковных театров.

IMG_2207.JPG

О том, кто же взял Гран-при «Долгопрудненской Осени 2018», читайте в следующем номере газеты «Долгие Пруды».

Сергей АЛЕКСЕЕВ, Михаил РАСКИН. Фото авторов.