Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

среда, 26 сентября

облачно с прояснениями+11 °C

Онлайн трансляция

Живин день у славян

01 мая 2017 г., 11:00

Просмотры: 619


Первого мая - Живин день. Весенний славянский праздник. В этот день славяне выметают нечисть и избавляются от наваждений.

Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое живым,  покровительница весенних бурлящих потоков, первых зеленых побегов, молодых женщин и девиц.

Живин день - весенний праздник начинается после наступления полночи первого мая. Девушки совершали ритуальные пляски вокруг большого костра, выметали нечисть. Пели песни, водили хороводы и со смехом прыгали через пламя костра, очищаясь после долгой и холодной зимы от  злых наваждений. 

Символом Живы считалась кукушка. Славяне верили, что богиня жизни превращалась в птицу. Она прилетала из небесного рая и указывала магические часы.   

На этом же месте, у костра, в окружении звонких хороводов, затевались веселые и подвижные игрища. Пели песни, разыгрывали сказку, рассказывающую о путешествиях в черный мир Нави и о возвращении в светлый мир Яви. Затем наступало  утро. С рассветом, выпускали на волю птиц из клеток и угощались печеньем - жаворонками, тем самым призывая тепло и весну:

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое! 

В первую очередь, Живин день посвящался  плодородию. Чествования богини устраивали, как правило, у засеянного поля. К вечеру по берегам рек разводили обрядовые костры, прыгали через огонь и  совершали древний обычай — омовение в реке. 

Некоторые ученые ставят под сомнение существование в пантеоне восточных славян таких божеств как Лада и Лель. А Правь, Навь и Явь и вовсе считают фантазией неоязычников. Однако, без сомнения, в представлениях того времени существовал потусторонний мир, который только, может быть, назывался не Навь, а как-то по-другому. В "Повести временных лет" (1092) эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». По мнению Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова, «Навь — это воплощение смерти, а само название связано с образом погребальной ладьи». Считается (но не доказано), что до Кирилла и Мефодия у славян не было письменности, поэтому пока что нет никакой возможности поставить точку в споре.

Как бы ни закончились разыскания историков, Леля уже не вычеркнуть - А.Н. Островский сочинил сказку "Снегурочка", а  Римскому-Корсакову сразу захотелось писать оперу на этот сюжет.  Вот что рассказывает сам композитор: "Я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу".

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Подготовил  Евгений Храбров