Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 25 сентября

ясно+3 °C

Онлайн трансляция

Преподаватель МФТИ - молодой да лучший!

05 июля 2017 г., 11:24

Просмотры: 468


Александр Дайняк, доцент кафедры дискретной математики МФТИ получил специальную премию жюри в номинации «Современные технологии (методики) преподавания» Всероссийского конкурса молодых преподавателей вузов и вошёл в 25 лучших преподавателей из 392 заявленных.

Итоги конкурса были подведены 18 июня в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В конкурсе молодых преподавателей приняли участие 392 педагога до 35 лет из 145 вузов и 51 региона России. На финальный этап конкурса было приглашено 90 лучших преподавателей. Конкурс проводится ежегодно с целью выявления выдающихся молодых преподавателей, их поддержки и поощрения, направлен на содействие росту профессионального мастерства научно-педагогических работников наукоемких отраслей экономики.

Мы связались с Александром, решили выяснить, каково быть педагогом и учить точным наукам, а также - каковы его литературные предпочтения?

- Александр, поздравляем Вас с победой. А какова была цель участия в конкурсе: «Победить или других посмотреть?»

— Здравствуйте! Спасибо за поздравление! Скорее я бы описал свои ощущения так: в какой-то момент, сделанный тобой проект или накопленный опыт «сам просит», чтобы ты его вынес на суд общественности — и тогда подаёшься на конкурс.

- Расскажите немного о своем проекте, представленном на конкурс.

— На конкурс я представлял, в первую очередь, проект организации своего курса по дискретной математике, который читаю в МФТИ по схеме «перевёрнутого класса» (flipped classroom). Большую часть теории студенты получают в виде онлайн-видеолекций и сопроводительных вопросов, а в учебных аудиториях вместо этого можно организовывать не лекции с доской или проектором, а другие виды учебной деятельности. Выстроить такую схему было непросто. Пришлось самому разработать несколько программных инструментов для этого.

- Конкурс – это не только соревнование. Были ли для Вас личные научные или педагогические открытия?

— Открытий было множество. Фактически, каждый из участников конкурса, с которым я столкнулся, был открытием. Люди все собрались очень яркие и увлечённые делом. У каждого я был бы рад поучиться.

- Откройте секрет, каким ценным призом Вас наградили? Что для Вас значит победа в конкурсе?

— В специальных номинациях жюри призы не выдавали, только дипломы. Для меня тот факт, что мою заявку отметили, — хороший повод продолжать развиваться в своей

профессии. Нематериальная ценность, которую я захватил с собой домой, уезжая с конкурса, — это осознание того, что таких больных преподаванием людей, как я, у нас в стране немало. Человек — существо социальное и осознание того, что ты не один такой, придаёт огромный положительный заряд.

- «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» (А.С.Пушкин). Как, на Ваш взгляд, меняется система высшего образования в России? Каковы тенденции?

— Мне довольно трудно оценить изменения такой масштабной системы в целом. Отдельную трудность такой оценки создаёт то, что я работаю не в среднестатистическом вузе, а в одном из ведущих вузов страны. Мне кажется, как ни важна система, но важнее люди. Стены вуза, на мой взгляд, — это просто повод для того, чтобы одни специалисты, профессионалы в своей области делились своей экспертизой с другими. Всё зависит от людей, от контакта между ними и их мотивации.

- Есть ли принципиальные различия в преподавании точных и гуманитарных дисциплин?

— Можно преподавать точные науки, но сама суть преподавания «гуманитарна», ведь это работа с людьми. Думаю, что базовые принципы одинаковые для преподавания почти чего угодно — проистекают они из социальной и когнитивной психологии. А вот инструментарий может отличаться в преподавании разных наук. Где-то легче построить, например, обучение в ходе выполнения командного проекта, где-то тяжелее, а где-то — за гранью возможного.

«Магия математики в том, что она является неделимым сплавом удобного точного языка, вычислительной мощи и чистой красоты. Куда же без красоты — она, как известно, спасёт мир». Александр Дайняк.

- Идеальный студент, он какой?

— Отвечу переделанным анекдотом: идеальный студент не пропускает занятия, не нарушает сроки сдачи заданий, не отвлекается на личную жизнь, не ошибается при ответе и не…существует. Вообще, идеал — это нечто совершенное, законченное, а студенчество — у большинства людей, по счастью, всё же некий промежуточный жизненный этап становления. Человек временно, на несколько лет вступает в роль студента, чтобы её перерасти и стать профессионалом в некоторой области.

«Оценка на экзамене — это оценка знаний в конкретный момент времени по конкретной дисциплине. Это не оценка того, чего вы способны достичь даже в этой дисциплине и тем более не оценка вас в целом, как личности. Будьте собой и сохраняйте желание развиваться…» Александр Дайняк.

- Вы пользуетесь своим возрастом на парах или бороду отрастили….серьезный? Девчонки глазки строят?

— Девчонкам я вряд ли нужен… Рядом с ними учатся отличные ребята-физтехи. Студенты меня как-то всегда достаточно серьёзно, но положительно воспринимали. Такая манера общения у меня, видимо. Ношение бороды вряд ли сильно отдаляет от студентов, зато экономит несколько минут в день и согревает зимой.

- А время на личную жизнь остается?

— Времени на семью всегда меньше, чем хочется. Но и на работу времени меньше, чем хочется. Как и многим в наше время, мне досаждает, что в всего сутках 24 часа. Но есть интересное взаимное влияние семьи и работы: скажем, после рождения сына я намного больше стал думать и читать о становлении и работе мозга. Уверен, что это, в конечном счёте, и на мои преподавательские идеи влияет.

- Александр, что Вы читаете на ночь?

— В последние несколько лет я, к сожалению, очень мало, просто безумно мало, читаю художественную литературу. Нет времени. Многие читают в транспорте, но у меня это время уходит либо на преподавательскую текучку, либо на прохождение онлайн-курсов. Всегда интересно посмотреть на то, как другие люди организуют свои курсы.

- Сейчас время экзаменов. Ваши пожелания студентам и абитуриентам?

— Помните о том, что оценка на экзамене — это оценка лишь ваших знаний в конкретный момент времени по конкретной дисциплине. Это не оценка того, чего вы способны достичь даже в этой дисциплине и тем более не оценка вас в целом, как личности. Будьте собой и сохраняйте желание развиваться по жизни.

- Напоследок вопрос Вам, как преподавателю математики. Математика - это язык «цифр и формул» или красота Вселенной?

- Я заметил, что чем дольше работаю, тем мне сложнее отвечать самому себе на вопросы, подобные Вашему: когда срастаешься с дисциплиной, уже не хочется навешивать ей ярлыки, суживать её восприятие. Я бы сказал, что вся магия математики в том, что она является неделимым сплавом удобного точного языка, вычислительной мощи и чистой красоты. Куда же без красоты — она, как известно, спасёт мир.

Беседовала Алла Сергеенко, фото автора