Долгие пруды. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 24 сентября

дождь+9 °C

Онлайн трансляция

МФТИ, тобой гордимся!

13 янв. 2017 г., 14:28

Просмотры: 761


2016-й год выдался поистине продуктивным не только для нашего вуза, но и для всей высшей школы России.

ноябре Физтех отпраздновал юбилей, и, несмотря на то, что 70 лет — далеко не предел для образовательного центра мирового уровня, мы решили подвести итоги этого года. О том, чем запомнился уходящий год физтехам: о достижениях, изменениях и, конечно же, о планах на будущее — в сводном материале.

 

25 ноября Физтеху исполнилось 70 лет. Именно 25 ноября Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР о создании физико-технического факультета (ФТФ) МГУ, а через пять лет на его базе открыли Московский физико-технический институт. В 1967 году Физтех был награжден орденом Трудового Красного знамени, а в 1995 году получил статус государственного университета и стал именоваться Московский физико-технический институт (государственный университет). Со знаменательной датой ведущий физико-технический вуз страны поздравили президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Президент назвал МФТИ одним из флагманов высшего образования в России, а также выразил уверенность, что вуз будет продолжать и дальше привлекать талантливую, целеустремлённую молодёжь, творчески мыслящих людей и вносить весомый вклад в развитие отечественной науки и образования. 

 

Поздравление Путина

 

«Вы по праву гордитесь богатой историей вашего легендарного университета, бережно сохраняете уникальные традиции подготовки высококвалифицированных специалистов, заложенные отцами-основателями — выдающимися учёными П. Л. Капицей, Н. Н. Семеновым, С. А. Христиановичем, Л. Д. Ландау. Среди выпускников МФТИ — блистательная плеяда Нобелевских лауреатов, руководители Российской академии наук и академических институтов, профессора и преподаватели крупнейших российских и зарубежных университетов, лидеры высокотехнологичных отраслей промышленности».

 

 

 

 

 

Наука

 

Впервые в этом году МФТИ совершил прорыв и попал в сотню лучших физических вузов по версии THE, оказавшись сразу на 78-м месте и став единственным представителем России в сотне рейтинга по физике. Также стоит отметить успехи в рейтинге репутации и в рейтинге развивающихся стран и стран BRICS по версии того же журнала —  91–100 и 12 места соответственно.

В 2016 году при участии учёных МФТИ было выпущено более 1500 научных публикаций в международных базах данных Web Of Science и Scopus. Среди них публикации в таких журналах, как NatureNature PhotonicsAdvanced MaterialsScience AdvancesNanoLetters и другие. Физики из Лаборатории искусственных квантовых систем и Центра коллективного пользования МФТИ впервые в России создали двухкубитную квантовую схему, сотрудники Лаборатории нанооптики и плазмоники экспериментально доказали возможность успешной работы однофотонных компонентов на основе меди, а Лаборатория физики магнитных гетероструктур и спинтроники для энергосберегающих информационных технологий МФТИ совместно с сотрудниками Института общей физики имени А.М. Прохорова нашли способ значительно увеличить скорость работы компьютеров с помощью терагерцового излучения.

Международные олимпиады

 

На базе деятельности Лаборатории по работе с одарёнными детьми под руководством проректора по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артема Воронова и тренеров российской школьной сборной по физике и математике Валерия Слободянина и Назара Агаханова российские школьники завоевали золотые медали на международных олимпиадах по физике и математике, проходивших в этом году в Швейцарии и Китае. И физики, и математики завоевали по четыре золотых медали и по одной серебряной в Международной олимпиаде по физике (IPhO 2016) и Международной математической олимпиаде в Гонконге. Физик Александр Артемьев также показал лучший в мире результат в теории (best performance in the theoretical examination) и получил приз от Европейского физического общества (EPS) за лучший результат среди школьников из Европейских стран (best male European participant).

Перед выездом в Швейцарию команда физиков две недели занималась подготовкой на Физтехе, а математики трудились в образовательном центре «Сириус» в Сочи. 

Команда «MIPT Jinotega» получила золотую медаль на соревнованиях ACM ICPC 2016, крупнейшей международной студенческой олимпиаде по программированию. МФТИ на состязании под руководством Алексея Малеева и тренера Михаила Тихомирова представляли Артём Жук, Иван Смирнов и Константин Семёнов. Решив 10 задач из 12, они смогли занять 4 место. Напомним, что в 2015 году команда МФТИ заняла 28 место, а в 2014 — 45 место. В предыдущий раз золотую медаль физтехи получили в 2012 году. 

Создание Физтех-школ

 

В этом году одним из самых главных и важных преобразований в МФТИ стало создание новых структурных подразделений на базе факультетов — Физтех-школ, приказ об этом был подписан ректором 5 августа 2016 года.

 

  1. Физтех-школа Радиотехники и Компьютерных Технологий (ФРКТ) создана на базе ФРТК.
    И. о. директора — Александр Юльевич Дроздов, заведующий лабораторией моделирования и проектирования архитектур специальных вычислительных систем МФТИ, генеральный директор компании SMWare.
  2. Физтех-школа Фундаментальной и Прикладной Физики (ФФПФ) создана на базе ФОПФ и ФПФЭ.
    И. о. директора — Валерий Валерьевич Киселёв, д.ф.-м.н., доцент кафедры теоретической физики, главный научный сотрудник Института физики высоких энергий, декан ФОПФ с 2016 года.
  3. Физтех-школа Аэрокосмических Технологий (ФАКТ) создана на базе ФАКИ и ФАЛТ.
    И. о. директора — Александр Вячеславович Родин, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, руководитель лаборатории инфракрасной спектроскопии планетных атмосфер высокого разрешения МФТИ с российской стороны, заместитель декана ФПФЭ.
  4. Физтех-школа Электроники, Фотоники и Молекулярной Физики (ФЭФМ) создана на базе ФМХФ и ФФКЭ.
    И. о. директора — Виктор Владимирович Иванов, д.ф.-м.н., член-корреспондент РАН, генеральный директор Метрологического центра в группе РОСНАНО, декан ФФКЭ с 2013 года.
  5. Физтех-школа Прикладной Математики и Информатики (ФПМИ) создана на базе ФИВТ и ФУПМ.
    И. о. директора — Андрей Михайлович Райгородский, д.ф.-м.н., руководитель отдела теоретических и прикладных исследований Яндекса, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ.
  6. Физтех-школа Биологической и Медицинской физики (ФБМФ) создана на базе ФБМФ и ФНБИК.
    И. о. директора — Сергей Викторович Леонов, к.б.н., PhD, заведующий лабораторией разработки инновационных лекарственных средств МФТИ.

 

По словам Николая Кудрявцева, создание школ — это прежде всего ревизия приоритетных направлений развития института, их уточнение, консолидация ресурсов под эти направления, организация учебного и научного процесса уже по современным стандартам. «Ещё очень важный аспект, которого раньше не было, но который необходимо принимать во внимание, — появление в институте множества новых научных лабораторий. Сейчас они решают какие-то свои внутренние задачи, хотя это не совсем правильно, — объясняет ректор. — Сотрудники лабораторий должны активно участвовать в образовательном процессе и привлекать преподавателей в научный процесс. И это эффективнее делать внутри этих школ».

 

Начиная с 2017 года абитуриенты будут поступать в школы по направлениям и далее распределяться по факультетам. Теперь у первокурсников будет больше проектной деятельности: начиная с младших курсов физтехи смогут работать в реальных актуальных научных исследованиях, чтобы понять процесс изнутри и выбрать интересующую область.

 

«Студенты, что очень важно, получают больше возможностей, — рассказывает Николай Кудрявцев. — Во-первых, мы будем мотивировать интеграцию образовательных курсов. Это значит, что на эти курсы будем привлекать более значимых преподавателей и учёных. Во-вторых, базовые организации, которые раньше принадлежали двум факультетам, будут открыты для выбора перед всеми студентами школы, и теперь студенты смогут сами выбирать свою образовательную траекторию».

 

Стоит отметить, что каждая из школ на первоначальном этапе будет сама определять свой путь развития, научные направления и учебные курсы.