16 февраля 2021, 16:35
Трагический полет
6 февраля исполнилось 83 года с момента гибели дирижабля СССР-В6 «Осоавиахим». Этот воздушный корабль был сконструирован в 1934 году на комбинате «Дирижаблестрой».
Людмила НИКИТИНА. Фото Алексея КОРСАКОВА.
Он так и остался в истории лучшим дирижаблем Советского Союза. Его длина составляла 105 метров, при этом аппарат стал совместным итало-советским проектом, который реализовывался под руководством Умберто Нобиле.
Внешне СССР-В6 был похож на N-4, получивший известность под названием «Италия», но на самом деле представлял собой инновационную модель, созданную при участии советских ученых. По документации ее максимальная скорость составляла 115 км в час, однако реальная скорость дирижабля была более 125 км в час. Первые полеты были удачными, и В6 удалось побить мировой рекорд длительности беспосадочного перелета – 4 800 километров.
В феврале 1938 года экипаж дирижабля готовился к перелету в Новосибирск. Планы изменились – экспедиции Папанина на дрейфующей льдине потребовалась эвакуация.
Группа получила разрешение отправиться на помощь папанинцам после тренировочного полета. Пятого февраля 1938 года дирижабль стартовал из Москвы и 6 февраля пролетел над Петрозаводском. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут, когда он находился рядом с Кандалакшей.
Причиной трагедии стало стечение обстоятельств – обледенение металлических частей конструкции, сложные метеорологические условия, плохая видимость. Роковую роль в трагедии сыграла карта 1904 года, по которой ориентировался командир. Вместо горы Небло на ней был обозначен овраг.
В момент столкновения дирижабль загорелся. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек. На рассвете следующего дня поисковые группы обнаружили потерпевший крушение дирижабль и доставили оставшихся в живых членов экипажа в больницу. Погибшие члены экипажа СССР-В6 были похоронены 12 февраля 1938 года в Москве на Новодевичьем кладбище.
Годом раньше, 6 мая 1937 года, в Нью-Джерси (США) погиб дирижабль «Гинденбург». При посадке он полностью сгорел за секунды, из 97 членов экипажа погибли 35. Несмотря на активное развитие дирижаблестроения, крушения и пожары случались нередко.
Учитывая частоту катастроф, с февраля 1940 года строительство и эксплуатация дирижаблей в СССР были прекращены.
Ощутить дух того времени и узнать больше о создателях этих удивительных аппаратов вы можете, посетив Долгопрудненский историко-художественный музей. До сих пор в нем сохранились предметы с легендарного «Осоавиахима» – штурвал, фрагменты конструкции и обшивки.
31 марта 2023, 23:30
Бриллиантовую свадьбу отметили супруги Синяткины в управлении ЗАГС Химок и Долгопрудного
31 марта 2023, 23:15
Депутат Госдумы Ирина Роднина посетила «Добрую комнату» в Долгопрудном
31 марта 2023, 22:41
Афишу выставок и книжных обзоров подготовили библиотеки Долгопрудного на период с 3 по 9 апреля
31 марта 2023, 22:35
Библиотеки Долгопрудного подготовили афишу мероприятий на период с 3 по 9 апреля
31 марта 2023, 22:09
Свыше тысячи первоклассников пойдут в школы Долгопрудного 1 сентября
31 марта 2023, 21:35
Два автомобиля УАЗ отправились из Подмосковья в Донецкую Народную Республику
31 марта 2023, 20:45
Безработным долгопрудненцам предложили ознакомиться с вакансиями