Сайт города Долгопрудный, официальный сайт газеты Долгие пруды, новости, события, объявления, происшествия, заявления официальных лиц

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 18 августа

ясно+18 °C

«Хороший преподаватель – это когда любишь не себя в профессии, а любишь то, что преподаешь и любишь тех, кому преподаешь»

17 дек. 2021 г., 12:22

Просмотры: 102


 

Мы поговорили с Ладой Викторовной Никитенко, руководителем кафедры словесности и преподавателем русского языка и литературы «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы. Недавно она стала победителем открытого конкурса учителей, в котором самых лучших выбирали путем голосования.

- Вы стали победителем среди преподавателей всех времен в истории "Физтех-лицея" путем голосования. Примите наши самые искренние поздравления. А теперь детальнее: ЧТО это было за голосование и в связи с чем?

- В этом году нашему лицею исполнилось 30 лет. И в преддверии этого события при поддержке администрации лицея, совместно с Фондом развития Физтех-школ, Благотворительным фондом поддержки МФТИ и Физтех-Союзом была учреждена премия “Учитель - сердце школы”, авторами идеи которой стали наши выпускники. Это как знак благодарности и признательности тем учителям лицея, которые, по мнению наших воспитанников, внесли наибольший вклад в развитие и воспитание лицеистов. По итогам голосования я стала победителем. (От авт. Лада Викторовна Никитенко, руководитель кафедры словесности и преподаватель русского языка и литературы «Физтех-лицея» им. П.Л.Капицы).

- Итоги голосования для Вас оказались неожиданными? Особенно если учесть тот факт, что в учебном заведении, основой которого являются точные науки, среди всех преподавателей побеждает педагог гуманитарий?

- Для меня итоги голосования, на котором победил педагог-гуманитарий как раз и не является чем-то парадоксальным и неожиданным, а, скорее, закономерным. Потому что, еще 30 лет назад, когда лицей только задумывался и формировался, в его основу были заложены основополагающие принципы гармоничного сочетания глубокого физико-математического образования и широкого гуманитарного. И вот этому педагогическому принципу следуем на протяжении всех этих 30-ти лет.

И, конечно же, наши выпускники хорошо знают и понимают, насколько важно воспитание не только культуры мысли, но и культуры чувств. Поэтому не удивительно, что среди пяти финалистов конкурса оказались два преподавателя математики и информатики и три преподавателя гуманитария: кроме меня это преподаватель английского языка В.В.Крылова, которая работает в лицее с момента его основания, мой коллега А.Г.Успенский. На мой взгляд итоги голосования вполне закономерные.

- Жизнь меняется. Люди тоже меняются. А Ваше жизненное и профессиональное кредо за годы работы в лицее изменились?

- Скорее нет, чем да. Хотя жизнь вокруг нас и мир стремительно меняются. Особенно в последнее время. Вспоминаю начало 90-х годов, когда я только пришла в лицей, и сразу попала в удивительно дружную семью педагогов-единомышленников, в которую меня очень тепло приняли.

Главным для нас всегда были дети и стремление создать свободную, творческую атмосферу в самом лицее и на уроках. За прошедшие годы в этом направлении ничего не изменилось. Мы этим занимаемся и сейчас. Как и раньше, в самом начале педагогического пути, когда я считала, что учитель – это не профессия, а призвание, думаю так и сейчас.

И, наверное, о самом главном для меня, что хороший преподаватель – это когда любишь не себя в профессии, а любишь то, что преподаешь и любишь тех, кому преподаешь. Понимать их и уметь выстраивать с ними диалог.

- ЧТО Вас радует и ЧТО огорчает в жизни, и в работе?

- Начну с того, что огорчает. Огорчает не только меня, но и многих людей ощущение повышенной тревожности, замкнутости, связанной с отчужденностью, связанной с той же пандемией, в которой мы так надолго оказались. Хотелось бы, что это все как можно быстрее закончилось, и чтобы люди меньше страдали от этого.

Огорчает еще и то, что с каждым годом жизнь становится все стремительней и превращается в какой-то безостановочный бег на дистанции с препятствиями по какому-то замкнутому кругу. И даже нет возможности остановиться, перевести дыхание, осмотреться вокруг, увидеть людей и что-то доброе им сказать.

Вообще-то нехватка такого живого слова не только в нашей жизни, но и в педагогической работе, все больше ощущается. Не хватает простого доброго слова, которое произносит один человек другому без посредников, учитель ученику, ученик учителю, ученик своему однокласснику. А без этого жизнь становится не столь глубокой и яркой.

Радует то, что я могу каждый день заниматься любимым делом. И при этом чувствовать себя совершенно свободной. И только от меня, моего профессионализма и творческого настроя зависит, каким будет, к примеру, разговор с ребятами на следующей неделе об Онегине. Каким я им представлю Печорина, Чичикова. Для меня, в моей педагогической работе – это счастье.

Радует, что мои самые близкие люди: моя мама, муж, дочь меня понимают и поддерживают.

- Если бы в мыслях можно было прокрутить назад эдак много лет, Вы бы что-то поменяли в последующей жизни?

- Ничего в своей жизни я бы не стала менять. В ней все сложилось так, как должно было сложиться. Очень благодарна своим родителям за то, что в свое время поддержали меня в выборе профессии. Благодарна Судьбе, что меня окружают такие замечательные педагоги, у которых я многому учусь. Ну и, это великое счастье работать с разносторонне одаренными детьми. Я только могу сказать СПАСИБО, что именно так сложилась моя жизнь.

- А были в Вашей жизни события, наиболее остро врезавшиеся в память?

- Из последних, наиболее ярких – это победа в конкурсе «Учитель – сердце школы». Потому что нахлынувшие чувства словами передать не могу. Это ощущение того, КАК поддерживают тебя ученики и КАКОВА тесная связь с ними. Это оценка учительского труда, которую ставит не учитель, а ученики. На мой взгляд, это высшая награда, которая может быть в жизни каждого учителя. Это очень окрыляет, конечно, но и ко многому обязывает. Потому что такое доверие нельзя не оправдать.

- У учителей, как правило, нет свободного времени. И все же: Ваше любимое занятие в минуты паузы?

- Да, это правда, что у учителей нет свободного времени. Я не исключение. Свободное время появляется только летом. Как поется в одной из песен – «Лето – это маленькая жизнь». Так вот, хочется эту «маленькую жизнь» прожить ярко и насыщенно, чтобы она надолго осталась в памяти.

В нашей семье много традиций, связанных с этим. Например, мы любим именно летние автомобильные путешествия всей семьей, открываем для себя какие-то необыкновенные места в Подмосковье и другие города в России. Вот в прошлом году были в Великом Новгороде. Всю Беларусь объездили. Очень любим путешествовать по Греции, по древним и романтическим местам. Я очень люблю подобные путешествия, потому что они сближают нас друг с другом, так как мы редко видимся на протяжении учебного года. Это уникальные возможности новых впечатлений и открытий.

У меня есть дача. Люблю не только там отдыхать, но и с удовольствием работаю там. Люблю возиться с цветами. Их у меня много. У меня есть маленький садик… два деревца, подаренные мне моими выпускниками: яблонька – Красавица, и груша – Лада. Теперь жду, когда деревья вырастут и станут раскидистыми.

И еще об одном увлечении хотелось с вами поделиться. Последние два года я со своей дочкой серьезно занялась изучением своей родословной по материнской линии. К юбилею моей мамы мы эту родословную книгу подготовили и выпустили. Эпиграф к книге: нас будут помнить столько же поколений, сколько поколений будем помнить мы.

Это увлечение потрясающе интересное: захватывает тебя целиком. Каждый уважающий себя человек должен знать своих предков хотя бы до седьмого колена. В нашей же книге собраны данные о предках до восьмого колена. Не будем помнить мы, связь поколений будет полностью утрачена.

- Была ли у Вас заветная мечта? Если да, то реализована ли она?

- Разных стремлений, мечтаний было много. Не могу сказать, что все они реализованы. Самой яркой мечтой была – стать учителем, совершенствоваться в свой профессии и не останавливаться на достигнутом. Потому что именно в нашей педагогической деятельности это особенно важно. Если ты хочешь вести за собой, то должен идти сам. К примеру, организовала экскурсию в грибоедовскую Москву. А для иногородних ребят – это было еще и знакомство с городом. Весной планирую экскурсию по пушкинской Москве. У меня возникла идея на следующее лето, если будут желающие среди девятиклассников, съездить в Великий Новгород и принять участие в раскопках. Ведь это потрясающе интересно, когда своими руками прикоснешься к исторической реликвии. Ну, это мечта на ближайшее лето.

- Мы лицеисты-авкруговцы с удивлением узнали, что и Вы в авкруговской команде. Как это сочетается с работой в лицее?

- В последнее время очень трудно в связи с профессиональной загруженности. Но все же стараюсь и для меня очень важно, что я в команде «А» в КРУГе» состою и сейчас вижу задачи свои: новых талантливых ребят, которые приходят к нам в лицей, привлекать в вашу дружную авкруговскую семью.

- И это Вам удается!

- Кстати, не без вашего участия и моя ученица, Аня Антонова пополнила ряды авкруговской команды.

- Авкруговская ячейка в «Физтех-лицее» возрождается?

- А все потому, что авкруговские традиции очень важны для всех школ, независимо от их статуса: согревать друг друга, поддерживать друг друга, отношения строить на любви и взаимном уважении, формировать личность и сопровождать ее на жизненной стезе, познавать неповторимость собственного «Я», не чувствовать себя одиноким, и всегда быть востребованным.

- Получается, что у совершенства пределов нет? Ваши пожелания авкруговской команде, членом которой, и Вы являетесь.

- Мои пожелания авкруговцам: чтобы вы дорожили замечательной атмосферой, очень теплой, очень дружеской, свободной, творческой, которую создали для вас ваши педагоги: Владимир Иванович и Мария Юрьевна. Это их заслуга. Дорожите этим и цените. Чтобы это творческое начало вы в себе, несмотря на все трудности, в лицейской, ученической, и вообще в вашей жизни, постарались в себе сберечь, чтобы нотки творчества в ваших сердцах звучали как можно дольше.

Верьте в себя. Верьте в свои способности, в свой талант, свои силы. И обязательно все получится. Почаще вспоминайте слова великого Гете: «Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звезд».

- Спасибо Вам за такие вдохновляющие слова!

- Вы очень хорошим делом занимаетесь. Успехов вам!

 

Интервью брали

Александра ПАНЧЕНКО,

Анастасия МИТРОФАНОВА,

лицеистки «Физтех-лицея» им, П.Л.Капицы,

члены редколлегии независимой открытой газеты «А» в КРУГе»,

- Вы стали победителем среди преподавателей всех времен в истории "Физтех-лицея" путем голосования. Примите наши самые искренние поздравления. А теперь детальнее: ЧТО это было за голосование и в связи с чем?

- В этом году нашему лицею исполнилось 30 лет. И в преддверии этого события при поддержке администрации лицея, совместно с Фондом развития Физтех-школ, Благотворительным фондом поддержки МФТИ и Физтех-Союзом была учреждена премия “Учитель - сердце школы”, авторами идеи которой стали наши выпускники. Это как знак благодарности и признательности тем учителям лицея, которые, по мнению наших воспитанников, внесли наибольший вклад в развитие и воспитание лицеистов. По итогам голосования я стала победителем. (От авт. Лада Викторовна Никитенко, руководитель кафедры словесности и преподаватель русского языка и литературы «Физтех-лицея» им. П.Л.Капицы).

- Итоги голосования для Вас оказались неожиданными? Особенно если учесть тот факт, что в учебном заведении, основой которого являются точные науки, среди всех преподавателей побеждает педагог гуманитарий?

- Для меня итоги голосования, на котором победил педагог-гуманитарий как раз и не является чем-то парадоксальным и неожиданным, а, скорее, закономерным. Потому что, еще 30 лет назад, когда лицей только задумывался и формировался, в его основу были заложены основополагающие принципы гармоничного сочетания глубокого физико-математического образования и широкого гуманитарного. И вот этому педагогическому принципу следуем на протяжении всех этих 30-ти лет.

И, конечно же, наши выпускники хорошо знают и понимают, насколько важно воспитание не только культуры мысли, но и культуры чувств. Поэтому не удивительно, что среди пяти финалистов конкурса оказались два преподавателя математики и информатики и три преподавателя гуманитария: кроме меня это преподаватель английского языка В.В.Крылова, которая работает в лицее с момента его основания, мой коллега А.Г.Успенский. На мой взгляд итоги голосования вполне закономерные.

- Жизнь меняется. Люди тоже меняются. А Ваше жизненное и профессиональное кредо за годы работы в лицее изменились?

- Скорее нет, чем да. Хотя жизнь вокруг нас и мир стремительно меняются. Особенно в последнее время. Вспоминаю начало 90-х годов, когда я только пришла в лицей, и сразу попала в удивительно дружную семью педагогов-единомышленников, в которую меня очень тепло приняли.

Главным для нас всегда были дети и стремление создать свободную, творческую атмосферу в самом лицее и на уроках. За прошедшие годы в этом направлении ничего не изменилось. Мы этим занимаемся и сейчас. Как и раньше, в самом начале педагогического пути, когда я считала, что учитель – это не профессия, а призвание, думаю так и сейчас.

И, наверное, о самом главном для меня, что хороший преподаватель – это когда любишь не себя в профессии, а любишь то, что преподаешь и любишь тех, кому преподаешь. Понимать их и уметь выстраивать с ними диалог.

- ЧТО Вас радует и ЧТО огорчает в жизни, и в работе?

- Начну с того, что огорчает. Огорчает не только меня, но и многих людей ощущение повышенной тревожности, замкнутости, связанной с отчужденностью, связанной с той же пандемией, в которой мы так надолго оказались. Хотелось бы, что это все как можно быстрее закончилось, и чтобы люди меньше страдали от этого.

Огорчает еще и то, что с каждым годом жизнь становится все стремительней и превращается в какой-то безостановочный бег на дистанции с препятствиями по какому-то замкнутому кругу. И даже нет возможности остановиться, перевести дыхание, осмотреться вокруг, увидеть людей и что-то доброе им сказать.

Вообще-то нехватка такого живого слова не только в нашей жизни, но и в педагогической работе, все больше ощущается. Не хватает простого доброго слова, которое произносит один человек другому без посредников, учитель ученику, ученик учителю, ученик своему однокласснику. А без этого жизнь становится не столь глубокой и яркой.

Радует то, что я могу каждый день заниматься любимым делом. И при этом чувствовать себя совершенно свободной. И только от меня, моего профессионализма и творческого настроя зависит, каким будет, к примеру, разговор с ребятами на следующей неделе об Онегине. Каким я им представлю Печорина, Чичикова. Для меня, в моей педагогической работе – это счастье.

Радует, что мои самые близкие люди: моя мама, муж, дочь меня понимают и поддерживают.

- Если бы в мыслях можно было прокрутить назад эдак много лет, Вы бы что-то поменяли в последующей жизни?

- Ничего в своей жизни я бы не стала менять. В ней все сложилось так, как должно было сложиться. Очень благодарна своим родителям за то, что в свое время поддержали меня в выборе профессии. Благодарна Судьбе, что меня окружают такие замечательные педагоги, у которых я многому учусь. Ну и, это великое счастье работать с разносторонне одаренными детьми. Я только могу сказать СПАСИБО, что именно так сложилась моя жизнь.

- А были в Вашей жизни события, наиболее остро врезавшиеся в память?

- Из последних, наиболее ярких – это победа в конкурсе «Учитель – сердце школы». Потому что нахлынувшие чувства словами передать не могу. Это ощущение того, КАК поддерживают тебя ученики и КАКОВА тесная связь с ними. Это оценка учительского труда, которую ставит не учитель, а ученики. На мой взгляд, это высшая награда, которая может быть в жизни каждого учителя. Это очень окрыляет, конечно, но и ко многому обязывает. Потому что такое доверие нельзя не оправдать.

- У учителей, как правило, нет свободного времени. И все же: Ваше любимое занятие в минуты паузы?

- Да, это правда, что у учителей нет свободного времени. Я не исключение. Свободное время появляется только летом. Как поется в одной из песен – «Лето – это маленькая жизнь». Так вот, хочется эту «маленькую жизнь» прожить ярко и насыщенно, чтобы она надолго осталась в памяти.

В нашей семье много традиций, связанных с этим. Например, мы любим именно летние автомобильные путешествия всей семьей, открываем для себя какие-то необыкновенные места в Подмосковье и другие города в России. Вот в прошлом году были в Великом Новгороде. Всю Беларусь объездили. Очень любим путешествовать по Греции, по древним и романтическим местам. Я очень люблю подобные путешествия, потому что они сближают нас друг с другом, так как мы редко видимся на протяжении учебного года. Это уникальные возможности новых впечатлений и открытий.

У меня есть дача. Люблю не только там отдыхать, но и с удовольствием работаю там. Люблю возиться с цветами. Их у меня много. У меня есть маленький садик… два деревца, подаренные мне моими выпускниками: яблонька – Красавица, и груша – Лада. Теперь жду, когда деревья вырастут и станут раскидистыми.

И еще об одном увлечении хотелось с вами поделиться. Последние два года я со своей дочкой серьезно занялась изучением своей родословной по материнской линии. К юбилею моей мамы мы эту родословную книгу подготовили и выпустили. Эпиграф к книге: нас будут помнить столько же поколений, сколько поколений будем помнить мы.

Это увлечение потрясающе интересное: захватывает тебя целиком. Каждый уважающий себя человек должен знать своих предков хотя бы до седьмого колена. В нашей же книге собраны данные о предках до восьмого колена. Не будем помнить мы, связь поколений будет полностью утрачена.

- Была ли у Вас заветная мечта? Если да, то реализована ли она?

- Разных стремлений, мечтаний было много. Не могу сказать, что все они реализованы. Самой яркой мечтой была – стать учителем, совершенствоваться в свой профессии и не останавливаться на достигнутом. Потому что именно в нашей педагогической деятельности это особенно важно. Если ты хочешь вести за собой, то должен идти сам. К примеру, организовала экскурсию в грибоедовскую Москву. А для иногородних ребят – это было еще и знакомство с городом. Весной планирую экскурсию по пушкинской Москве. У меня возникла идея на следующее лето, если будут желающие среди девятиклассников, съездить в Великий Новгород и принять участие в раскопках. Ведь это потрясающе интересно, когда своими руками прикоснешься к исторической реликвии. Ну, это мечта на ближайшее лето.

- Мы лицеисты-авкруговцы с удивлением узнали, что и Вы в авкруговской команде. Как это сочетается с работой в лицее?

- В последнее время очень трудно в связи с профессиональной загруженности. Но все же стараюсь и для меня очень важно, что я в команде «А» в КРУГе» состою и сейчас вижу задачи свои: новых талантливых ребят, которые приходят к нам в лицей, привлекать в вашу дружную авкруговскую семью.

- И это Вам удается!

- Кстати, не без вашего участия и моя ученица, Аня Антонова пополнила ряды авкруговской команды.

- Авкруговская ячейка в «Физтех-лицее» возрождается?

- А все потому, что авкруговские традиции очень важны для всех школ, независимо от их статуса: согревать друг друга, поддерживать друг друга, отношения строить на любви и взаимном уважении, формировать личность и сопровождать ее на жизненной стезе, познавать неповторимость собственного «Я», не чувствовать себя одиноким, и всегда быть востребованным.

- Получается, что у совершенства пределов нет? Ваши пожелания авкруговской команде, членом которой, и Вы являетесь.

- Мои пожелания авкруговцам: чтобы вы дорожили замечательной атмосферой, очень теплой, очень дружеской, свободной, творческой, которую создали для вас ваши педагоги: Владимир Иванович и Мария Юрьевна. Это их заслуга. Дорожите этим и цените. Чтобы это творческое начало вы в себе, несмотря на все трудности, в лицейской, ученической, и вообще в вашей жизни, постарались в себе сберечь, чтобы нотки творчества в ваших сердцах звучали как можно дольше.

Верьте в себя. Верьте в свои способности, в свой талант, свои силы. И обязательно все получится. Почаще вспоминайте слова великого Гете: «Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звезд».

- Спасибо Вам за такие вдохновляющие слова!

- Вы очень хорошим делом занимаетесь. Успехов вам!

 

Интервью брали

Александра ПАНЧЕНКО,

Анастасия МИТРОФАНОВА,

лицеистки «Физтех-лицея» им, П.Л.Капицы,

члены редколлегии независимой открытой газеты «А» в КРУГе»,

- Вы стали победителем среди преподавателей всех времен в истории "Физтех-лицея" путем голосования. Примите наши самые искренние поздравления. А теперь детальнее: ЧТО это было за голосование и в связи с чем?

- В этом году нашему лицею исполнилось 30 лет. И в преддверии этого события при поддержке администрации лицея, совместно с Фондом развития Физтех-школ, Благотворительным фондом поддержки МФТИ и Физтех-Союзом была учреждена премия “Учитель - сердце школы”, авторами идеи которой стали наши выпускники. Это как знак благодарности и признательности тем учителям лицея, которые, по мнению наших воспитанников, внесли наибольший вклад в развитие и воспитание лицеистов. По итогам голосования я стала победителем. (От авт. Лада Викторовна Никитенко, руководитель кафедры словесности и преподаватель русского языка и литературы «Физтех-лицея» им. П.Л.Капицы).

- Итоги голосования для Вас оказались неожиданными? Особенно если учесть тот факт, что в учебном заведении, основой которого являются точные науки, среди всех преподавателей побеждает педагог гуманитарий?

- Для меня итоги голосования, на котором победил педагог-гуманитарий как раз и не является чем-то парадоксальным и неожиданным, а, скорее, закономерным. Потому что, еще 30 лет назад, когда лицей только задумывался и формировался, в его основу были заложены основополагающие принципы гармоничного сочетания глубокого физико-математического образования и широкого гуманитарного. И вот этому педагогическому принципу следуем на протяжении всех этих 30-ти лет.

И, конечно же, наши выпускники хорошо знают и понимают, насколько важно воспитание не только культуры мысли, но и культуры чувств. Поэтому не удивительно, что среди пяти финалистов конкурса оказались два преподавателя математики и информатики и три преподавателя гуманитария: кроме меня это преподаватель английского языка В.В.Крылова, которая работает в лицее с момента его основания, мой коллега А.Г.Успенский. На мой взгляд итоги голосования вполне закономерные.

- Жизнь меняется. Люди тоже меняются. А Ваше жизненное и профессиональное кредо за годы работы в лицее изменились?

- Скорее нет, чем да. Хотя жизнь вокруг нас и мир стремительно меняются. Особенно в последнее время. Вспоминаю начало 90-х годов, когда я только пришла в лицей, и сразу попала в удивительно дружную семью педагогов-единомышленников, в которую меня очень тепло приняли.

Главным для нас всегда были дети и стремление создать свободную, творческую атмосферу в самом лицее и на уроках. За прошедшие годы в этом направлении ничего не изменилось. Мы этим занимаемся и сейчас. Как и раньше, в самом начале педагогического пути, когда я считала, что учитель – это не профессия, а призвание, думаю так и сейчас.

И, наверное, о самом главном для меня, что хороший преподаватель – это когда любишь не себя в профессии, а любишь то, что преподаешь и любишь тех, кому преподаешь. Понимать их и уметь выстраивать с ними диалог.

- ЧТО Вас радует и ЧТО огорчает в жизни, и в работе?

- Начну с того, что огорчает. Огорчает не только меня, но и многих людей ощущение повышенной тревожности, замкнутости, связанной с отчужденностью, связанной с той же пандемией, в которой мы так надолго оказались. Хотелось бы, что это все как можно быстрее закончилось, и чтобы люди меньше страдали от этого.

Огорчает еще и то, что с каждым годом жизнь становится все стремительней и превращается в какой-то безостановочный бег на дистанции с препятствиями по какому-то замкнутому кругу. И даже нет возможности остановиться, перевести дыхание, осмотреться вокруг, увидеть людей и что-то доброе им сказать.

Вообще-то нехватка такого живого слова не только в нашей жизни, но и в педагогической работе, все больше ощущается. Не хватает простого доброго слова, которое произносит один человек другому без посредников, учитель ученику, ученик учителю, ученик своему однокласснику. А без этого жизнь становится не столь глубокой и яркой.

Радует то, что я могу каждый день заниматься любимым делом. И при этом чувствовать себя совершенно свободной. И только от меня, моего профессионализма и творческого настроя зависит, каким будет, к примеру, разговор с ребятами на следующей неделе об Онегине. Каким я им представлю Печорина, Чичикова. Для меня, в моей педагогической работе – это счастье.

Радует, что мои самые близкие люди: моя мама, муж, дочь меня понимают и поддерживают.

- Если бы в мыслях можно было прокрутить назад эдак много лет, Вы бы что-то поменяли в последующей жизни?

- Ничего в своей жизни я бы не стала менять. В ней все сложилось так, как должно было сложиться. Очень благодарна своим родителям за то, что в свое время поддержали меня в выборе профессии. Благодарна Судьбе, что меня окружают такие замечательные педагоги, у которых я многому учусь. Ну и, это великое счастье работать с разносторонне одаренными детьми. Я только могу сказать СПАСИБО, что именно так сложилась моя жизнь.

- А были в Вашей жизни события, наиболее остро врезавшиеся в память?

- Из последних, наиболее ярких – это победа в конкурсе «Учитель – сердце школы». Потому что нахлынувшие чувства словами передать не могу. Это ощущение того, КАК поддерживают тебя ученики и КАКОВА тесная связь с ними. Это оценка учительского труда, которую ставит не учитель, а ученики. На мой взгляд, это высшая награда, которая может быть в жизни каждого учителя. Это очень окрыляет, конечно, но и ко многому обязывает. Потому что такое доверие нельзя не оправдать.

- У учителей, как правило, нет свободного времени. И все же: Ваше любимое занятие в минуты паузы?

- Да, это правда, что у учителей нет свободного времени. Я не исключение. Свободное время появляется только летом. Как поется в одной из песен – «Лето – это маленькая жизнь». Так вот, хочется эту «маленькую жизнь» прожить ярко и насыщенно, чтобы она надолго осталась в памяти.

В нашей семье много традиций, связанных с этим. Например, мы любим именно летние автомобильные путешествия всей семьей, открываем для себя какие-то необыкновенные места в Подмосковье и другие города в России. Вот в прошлом году были в Великом Новгороде. Всю Беларусь объездили. Очень любим путешествовать по Греции, по древним и романтическим местам. Я очень люблю подобные путешествия, потому что они сближают нас друг с другом, так как мы редко видимся на протяжении учебного года. Это уникальные возможности новых впечатлений и открытий.

У меня есть дача. Люблю не только там отдыхать, но и с удовольствием работаю там. Люблю возиться с цветами. Их у меня много. У меня есть маленький садик… два деревца, подаренные мне моими выпускниками: яблонька – Красавица, и груша – Лада. Теперь жду, когда деревья вырастут и станут раскидистыми.

И еще об одном увлечении хотелось с вами поделиться. Последние два года я со своей дочкой серьезно занялась изучением своей родословной по материнской линии. К юбилею моей мамы мы эту родословную книгу подготовили и выпустили. Эпиграф к книге: нас будут помнить столько же поколений, сколько поколений будем помнить мы.

Это увлечение потрясающе интересное: захватывает тебя целиком. Каждый уважающий себя человек должен знать своих предков хотя бы до седьмого колена. В нашей же книге собраны данные о предках до восьмого колена. Не будем помнить мы, связь поколений будет полностью утрачена.

- Была ли у Вас заветная мечта? Если да, то реализована ли она?

- Разных стремлений, мечтаний было много. Не могу сказать, что все они реализованы. Самой яркой мечтой была – стать учителем, совершенствоваться в свой профессии и не останавливаться на достигнутом. Потому что именно в нашей педагогической деятельности это особенно важно. Если ты хочешь вести за собой, то должен идти сам. К примеру, организовала экскурсию в грибоедовскую Москву. А для иногородних ребят – это было еще и знакомство с городом. Весной планирую экскурсию по пушкинской Москве. У меня возникла идея на следующее лето, если будут желающие среди девятиклассников, съездить в Великий Новгород и принять участие в раскопках. Ведь это потрясающе интересно, когда своими руками прикоснешься к исторической реликвии. Ну, это мечта на ближайшее лето.

- Мы лицеисты-авкруговцы с удивлением узнали, что и Вы в авкруговской команде. Как это сочетается с работой в лицее?

- В последнее время очень трудно в связи с профессиональной загруженности. Но все же стараюсь и для меня очень важно, что я в команде «А» в КРУГе» состою и сейчас вижу задачи свои: новых талантливых ребят, которые приходят к нам в лицей, привлекать в вашу дружную авкруговскую семью.

- И это Вам удается!

- Кстати, не без вашего участия и моя ученица, Аня Антонова пополнила ряды авкруговской команды.

- Авкруговская ячейка в «Физтех-лицее» возрождается?

- А все потому, что авкруговские традиции очень важны для всех школ, независимо от их статуса: согревать друг друга, поддерживать друг друга, отношения строить на любви и взаимном уважении, формировать личность и сопровождать ее на жизненной стезе, познавать неповторимость собственного «Я», не чувствовать себя одиноким, и всегда быть востребованным.

- Получается, что у совершенства пределов нет? Ваши пожелания авкруговской команде, членом которой, и Вы являетесь.

- Мои пожелания авкруговцам: чтобы вы дорожили замечательной атмосферой, очень теплой, очень дружеской, свободной, творческой, которую создали для вас ваши педагоги: Владимир Иванович и Мария Юрьевна. Это их заслуга. Дорожите этим и цените. Чтобы это творческое начало вы в себе, несмотря на все трудности, в лицейской, ученической, и вообще в вашей жизни, постарались в себе сберечь, чтобы нотки творчества в ваших сердцах звучали как можно дольше.

Верьте в себя. Верьте в свои способности, в свой талант, свои силы. И обязательно все получится. Почаще вспоминайте слова великого Гете: «Никогда не вешай носа, иначе не увидишь звезд».

- Спасибо Вам за такие вдохновляющие слова!

- Вы очень хорошим делом занимаетесь. Успехов вам!

 

Интервью брали

Александра ПАНЧЕНКО,

Анастасия МИТРОФАНОВА,

лицеистки «Физтех-лицея» им, П.Л.Капицы,

члены редколлегии независимой открытой газеты «А» в КРУГе»,

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*